- Отражение крестьянской войны и борьбы с интервентами в литературе и устном народном творчестве первой четверти XVII в.
Публицистические произведения начала XVII в.
В начале XVII в. появилось большое количество литературных произведений, в которых отразилось крестьянское восстание, возглавленное Болотниковым, борьба русского народа с польскими и шведскими интервентами. Произведения литературы этой эпохи носили по преимуществу публицистический характер и являлись острым оружием политической борьбы.
В самом раннем из публицистических произведений начала XVII в.— «Повести 1606 года» нашла выражение идеология боярских кругов. «Повесть» написана одним из монахов Троице-Сергиева монастыря. Сочувствие автора на стороне знати. Он превозносит Шуйского и созданный им режим. В то же время Борис Годунов подвергается резкому осуждению. В «Повести» его деятельность изображена мрачными красками, автор обвиняет Годунова во всевозможных злодеяниях. Не скрывает «Повесть» и своего враждебного отношения к дворянству. Впоследствии «Повесть» была продолжена, изложение событий в ней доведено вплоть до 1645г. В дополненном виде это литературное произведение известно теперь под названием «Иное сказание».
Резкий протест против насилий интервентов и негодование по адресу поддерживавших их изменников-бояр содержатся в агитационном произведении «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском». Оно создано в конце 1610г. или в начале 1611 г. неизвестным автором, принадлежавшим к дворянству. «Новая повесть» прославляет защитников осаждённого врагами Смоленска и горячо призывает население подняться на борьбу с иноземными захватчиками.
В годы интервенции появились публицистические произведения особого типа — «видения», в которых излагались различные легендарные эпизоды и предсказания. Целью их распространения была агитация за спасение родины. Ряд сочинений облекался в форму «плачей». Наиболее значительным из них является «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства» (1611 — первая половина 1612г.). В нём содержится лирическое сетование о судьбах родной страны, о тяжёлых бедствиях, причинённых ей врагами, и вместе с тем выражена ненависть к интервентам и к предателям из числа московских бояр.
Некоторые литературные произведения, созданные в дворянской среде, направлены против крестьян и холопов, восставших под предводительством Болотникова. Автор «Письма дворянина к дворянину» помещик Иванец Фуников рассказывает о том, как участники крестьянской войны боролись с господствующим классом. Описание хода восстания Болотникова с позиций дворянства дано также в «Казанском сказании». Выступления угнетённых слоев населения против феодалов охарактеризованы в этих сочинениях в резко враждебных тонах.
Совсем по-иному оцениваются события в публицистических произведениях, вышедших из лагеря восставших крестьян. Во время крестьянской войны начала XVII в. широко распространялись яркие по содержанию «листы» (прокламации) Ивана Болотникова. Они призывали угнетённые народные массы к ликвидации феодальной земельной собственности и крепостной зависимости, к расправе с представителями господствующего класса.
В эту эпоху появилось несколько больших литературных памятников, в которых даётся общий обзор исторических событий конца XVI— начала XVII в. К ним принадлежат «Временник» (1619 г.) дьяка Ивана Тимофеева и «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына(1620 г.). Оба произведения проникнуты идеологией правящего класса. Авторы осуждают движение народных масс, в выступлении которых против крепостнического гнёта они видят основную причину «смуты». Вместе с тем в названных сочинениях, несмотря на классовую ограниченность взглядов их авторов, можно почерпнуть ценные сведения для характеристики одного из переломных моментов в истории нашей родины. Иван Тимофеев дал яркое описание бедствий, причинённых Русскому государству иноземными захватчиками. Он рассказал по личным впечатлениям о тяжёлом положении Новгорода в период шведской оккупации. В труде Авраамия Палицына центральное место занимает повествование об осаде Троице-Сергиева монастыря в 1608—1610 гг. польскими интервентами. Автор рисует стойкость и мужество простых людей, которые предпочитали погибнуть в бою, но не сдаться врагу.
Летописание, занимавшее центральное место в литературе предшествующего времени и имевшее официальный характер, прекращает в Москве своё существование и сохраняется лишь в Новгороде, Пскове, а также в отдельных монастырях и церквах.
В новгородском и особенно псковском летописании нашла отражение социальная борьба между «молодшими» и «лучшими» людьми, обострившаяся в этих городах в начале XVII в. В ряде случаев летописание Новгорода и Пскова содержит антибоярские высказывания, выражает взгляды демократических слоев общества. Также характерны для него чувство единства русского народа, сознание того, что Новгород и Псков являются неотъемлемой частью Русского государства, жгучая ненависть к иноземным поработителям. Новгородское и псковское летописание этой поры близко к фольклору, язык его прост и выразителен.
Произведения на исторические темы, написанные в первой четверти XVII в., резко отличаются от предшествующих летописей рядом особенностей и в первую очередь проникновением светской идеологии в литературу. Характеристики деятелей этого времени занимают видное место в публицистике. Стремление дать изображение исторических личностей и оценку их деятельности наблюдается в «Ином сказании», «Временнике» Ивана Тимофеева, «Сказании» Авраамия Палицына и в других сочинениях. Включение портретных характеристик в изложение было большим новшеством. Особенно интересно в этом отношении «Написание вкратце о царях московских, об образах их, и о возрасте и о нравах», помещённое в конце «Повести» князя И. М. Катырева-Ростовского. Автобиографические моменты имеются в «Словесах дней и царей и святителей московских» князя И. А. Хворостинина и «Повести» князя С. И. Шаховского.
Произведения начала XVII в. способствовали обогащению русского литературного языка, появлению в языке и литературе новых образов и понятий, усилению в русской литературе патриотических и народных элементов.
Устное народно-поэтическое творчество
Основной темой народной поэзии этого времени становится тема социальной борьбы. Это обстоятельство сделало народную поэзию могучим оружием в борьбе народа со всё усиливавшимся гнётом феодально-крепостнического государства. Она получила широкое распространение среди трудового населения сёл и городов — об этом свидетельствуют специальные указы правительства, запрещавшие исполнение произведений народного творчества.
Основной формой народной поэзии начала XVII в., имевшей большую популярность и широкое распространение, была историческая песня. Эти песни слагались в различных социальных слоях — их создавали и казаки, и торгово-ремесленные люди, и холопы, и крестьяне. Они воспроизводили конкретные исторические факты того времени, давали характеристику и оценку отдельным участникам событий. Исторические песни ярко отразили события крестьянской войны и народно-освободительной борьбы против польских и шведских захватчиков. Для них характерно резко отрицательное отношение к боярскому царю Василию Шуйскому, задушившему движение Болотникова и способствовавшему дальнейшему развитию крепостничества, отрицательное отношение к Лжедмитрию I и Марине Мнишек. Благодарную память сохранил народ о Минине и Пожарском, которым он придал в песнях черты эпических героев.
Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1565.